Орловчанам рассказали, как общаться с родственниками, которые «на крючке» у мошенников

Если человек уже говорит со злоумышленником и теряет способность мыслить критически, убедить его фразой «ты не прав, тебя обманули» не получится. В такой ситуации нужно действовать намного осторожнее. Мошенники давят срочностью, используют авторитетные роли (полковник полиции, сотрудник следственного комитета или службы безопасности банка, например). В процессе такого диалога у жертвы появляется тревога, страх, а иногда и стыд.
«Вестник Киберполиции» рассказал, как действовать, если вы понимаете, что близкий человек «загипнотизирован» и перестает вам доверять.
Если говорить напрямую, что человека обманывают, жертва еще больше станет сопротивляться и уйдет в изоляцию. На том конце провода ей уже сообщили, что общаться с близкими не нужно.
Основная задача — ограничить связь со злоумышленниками. Когда человека перестанут подпитывать ложной информацией, он постепенно успокоится и сможет мыслить логически. Всегда нужно время.
Почувствовать себя в безопасности жертва сможет, если поймет, что у нее есть поддержка. Во-первых, сохранять спокойствие важно в первую очередь вам. А общаться нужно спокойным тихим тоном. Даже если вас пока не слышат. Объясните, что сейчас вы рядом, предложите вместе разобраться в ситуации и проверить факты.
Не судите и не ругайте человека. Покажите, что нужно действовать, а не болтать. Поможет фраза «давай подумаем, как мы можем защитить твои деньги и документы». Это снижает сопротивление.
Жертва не признает свою ошибку. И не надо заставлять ее. Просто проверьте факты вместе. Лучшая идея - предложить позвонить в банк по официальному номеру телефона.
Пускайте в ход реальные доказательства: выписки со счета, скриншоты операций, данные от оператора банка. Такие вещи нельзя оспорить словами.
Помогите вернуть человеку ощущение контроля маленькими победами: отмените операцию, заблокируйте карту, смените пароль.
Если жертва с вами спорит, не ругайтесь и ничего не утверждайте. Задавайте вопросы: «Кто тебе это сказал? Ты сам им звонил? Покажи переписку». Это поможет включить в голове у человека аналитику.
Если это все еще не помогло или у жертвы остались сомнения, предложите несложный эксперимент: «Хорошо, давай проверим. Я звоню в банк. Если всё правда — действуем. Если нет — отменяем перевод».
Пускайте в ход авторитетные мнения: реальных сотрудников банка и полицейских. Обратитесь в органы.
Не удаляйте переписки. В переписках и голосовых сообщениях ищите несостыковки и признаки подделки. А номера телефонов злоумышленников предоставьте в полицию.
В крайнем случае, когда жертва пустила в ход угрозы себе или другим, не медлите — звоните в экстренные службы.