30 октября в Орловской области вспомнят жертв политических репрессий

Память почтут и в районе Медведевского леса. Именно там находится место захоронения 157 политзаключённых, расстрелянных 11 сентября 1941 года. По документальным свидетельским показаниям начальника Управления НКВД по Орловской области капитана госбезопасности К. Ф. Фирсанова, подписавшего акт о приведении смертного приговора в исполнение, перед расстрелами деревья были выкопаны с корнями, а затем возвращены на прежние места после погребения убиенных.
В городе запланировано возложение цветов и к памятникам Александру Горбатову и Николая Поликарпова, которые тоже пострадали от репрессий.
Горбатов — генерал, командующий третьей армией — освобождал Орел от фашистов. Он - герой Советского союза. Но прежде, чем им стать, Горбатов прошел через допросы, обвинения и арест. В сентябре 1937 года мужчину отстранили от должности «за связь с врагами народа» и исключили из партии. Вскоре, в марте 1938, его восстановили на посту и вернули в партию. Но ненадолго. В октябре снова увольнение и уже арест, а 8 мая следующего года приговор: 15 лет лишения свободы. Вот, что он вспоминал о ходе следствия в своих мемуарах:
А наш земляк Николай Поликарпов — дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда. Именно он стоял у истоков советской школы русского самолетостроения. Его самолеты стали основой истребительной авиации. Он — «король истребителей». Именно так его прозвали в авиационных кругах.
Но в 1929 году его обвинили в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. Арест состоялся, а впереди - смертная казнь. В «Бутырке» он вошел в состав «Особого конструкторского бюро", его сотрудники создали лёгкий манёвренный истребитель-биплан.
Страшного приговора удалось избежать. Но в 1931 году Поликарпова приговорили к 10 годам лагерей. А позже случилась встреча со Сталиным. Конструктор представил вождю истребитель И-5, который пилотировали Чкалов и Анисимов. Через 3 недели приговор мужчины указали считать условным. А еще через несколько дней Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии и освобождении сразу нескольких специалистов, в числе которых был и Поликарпов.
Но помимо историй известных людей, есть личные трагедии рядовых орловчан, которые стали жертвами репрессий. Назвать их точное количество не представляется возможным. Ясно одно — в 20х — 50х годах разрушили жизни десятков тысяч жителей Орловщины.
В Единой же базе жертв политических репрессий прописано больше 2 миллионов имен. Есть там и книга Памяти жертв политических репрессий Орловской области. В списке: церковнослужители, врачи, учителя, инженеры, руководители предприятий, колхозники. Вот лишь одна цитата о раскулачивании:
"На 18 февраля 1930 года в Новосильском районе было раскулачено 430 хозяйств, в Свердловском — 522, в Дмитровском — 388, во Мценском — 320, в Корсаковском—300, в Сосковском—237, в Орловском— 235. в Волховском — 1854."