Вера Глаголева. Женщину обижать не рекомендуется

Вера Глаголева. Женщину обижать не рекомендуется

Документальный фильм

Жанр: Биографическая

Автор: Наталья Рыбинская

Производство: ТВ-Центр

Страна: Россия

Кажется, что в ее жизни все решил счастливый случай. Попав в кино еще школьницей, Вера Глаголева вышла замуж за режиссера Родиона Нахапетова и стала известной актрисой. Но однажды удача отвернулась: разрыв с Нахапетовым мог перечеркнуть всю ее кинокарьеру.
Юношеское увлечение актрисы — стрельба из лука. Отсюда и бойцовый характер, и выдержка, и умение мобилизоваться вопреки эмоциям и чувствам. В 10-м классе Глаголева легко сдала нормативы на мастера спорта и могла стать профессиональной спортсменкой. Ее жизнь круто изменилась после одной случайной встречи. На «Мосфильме», куда Глаголева заглянула по приглашению подруги, в очереди в буфет, ее заметил оператор картины «На край света» и пригласил на пробы к режиссеру Родиону Нахапетову.
На съемках первого же своего фильма, в 74 году Глаголева влюбилась. Да и как было этому не случиться. По Родиону Нахапетову страдала вся женская половина населения Советского союза. Посмотреть на него в фильмах «Нежность» и «Влюбленные» бегали все: и школьницы, и пенсионерки. Вскоре Глаголева и Нахапетов поженились. Ему — 30. Ей — 18. Он — творец, она — его прекрасная муза. Ее героини покоряют своей беззащитностью. Они словно открыты всем жизненным невзгодам. Хрупкие, ранимые, бесхитростные, кажется, что их так легко обидеть. Но в каждой из них чувствуется внутренняя сила, характер, который сопротивляется любым обстоятельствам, тот стержень, который не позволяет потерять себя. Зрители обожали эту актерскую пару. Они казались счастливчиками: красивые, талантливые, удачливые. Одна за другой выходят картины Нахапетова с участием Глаголевой «Зонтик для новобрачных», «Не стреляйте в белых лебедей», «Враги», «О тебе». Но Глаголеву мечтали снимать многие режиссеры. Нахапетов ревностно относился к своей музе и жене. На съемках картины «В четверг и больше никогда» у Анатолия Эфроса он присутствовал лично и не отпускал Веру от себя ни на шаг. А рядом партнеры: Смоктуновский, Даль. И когда тот же Эфрос сделает Глаголевой заманчивое предложение играть у него в театре, Нахапетов будет непреклонен и не отпустит к нему жену.
Однако, несмотря на предыдущие работы в кино, широкую известность Глаголевой принесла роль журналистки Лены из мелодрамы Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана». Именно за эту роль Глаголева была признана лучшей актрисой 1986 года по опросу журнала «Советский экран».
Интересно то, что эта роль досталась Глаголевой совершенно случайно. Она вспоминает:
«Там была такая ситуация: сначала снимал один режиссер, но съемки остановили. И вообще снимали другую историю. Офицер-пограничник ищет себе жену. И в фильме сначала было четыре героини: одна — учительница, вторая — доярка, третья — не помню, а четвертая — моя героиня, корреспондентка. Но потом режиссер Виталий Мельников и автор сценария Валентин Черных вместе переделали сценарий, и осталась только одна женщина — Лена. Нас с Виктором Проскуриным и утвердили».
Вера Глаголева считает, что как актриса она родилась во время съемок этого фильма:
— Безусловно, это произошло после выхода картины «Выйти замуж за капитана». Безусловно. И мы общаемся с Валентином Константиновичем Черных, и когда картина идет по телевизору, я звоню ему и говорю: «Опять мы победили». Потому что опять рейтинг большой, опять люди смотрят, опять многие звонят и благодарят. Это действительно картина, настолько любимая зрителями. Выросло одно поколение, стали взрослыми дети — и они тоже открывают для себя этот фильм. Он настолько сделан филигранно. Мельников и Черных — это такой альянс, видно, очень правильный, и Витя Проскурин замечательный. На мой взгляд, картина идеальная. Она смотрелась и в 80-е, и в 90-е, и сейчас смотрится. Может быть, современной молодежи не совсем понятны какие-то реалии прошлого. К примеру, когда герои едут снимать эти сады, пропадают яблоки. Сейчас уже никто не понимает, как это? Или они ссорятся из-за фотопленки — а молодые сейчас даже и не помнят, что такое пленочные фотоаппараты. На это стоит немножко закрыть глаза. Ведь что касается взаимоотношений людских, картина очень точно скроена. Настолько герои не подходят друг другу, настолько они разные психологически, настолько они разные социально, одна богемная такая, дурноватая, а другой такой правильный... Но что-то главное удерживает их вместе. Эта правильность героя Проскурина, его желание служить своему отечеству — думаю, что это из тех ценностей, которые навсегда. Так же, как и любовь. Есть немало картин, которые уловили что-то самое главное, и поэтому они существуют, и поэтому они навсегда.
Но если актерская карьера Веры Глаголевой неуклонно шла вверх, то в личных отношениях начал назревать кризис. Накануне съемок фильма «Зонтик для новобрачных» в семействе Нахапетова и Глаголевой развернулись жаркие баталии. Глаголева все-таки снялась в картине, но тогда они впервые серьезно поссорились с мужем. Родион понимает, что жена уже не та наивная девочка в смешном комбинезоне, которую он впервые увидел на съемочной площадке Мосфильма. Вера повзрослела и уже не хочет подчиняться ему во всем. От фильма к фильму она набирается опыта, растет и, несмотря на отсутствие актерского образования, становится большой драматической актрисой.
В самом конце 80-х Нахапетов уезжает в Америку. Глаголева с дочками Аней и Машенькой остаются в Москве и целых два года ждут его возвращения. Вера даже не догадывается, что за океаном у Родиона начинается новый роман. Для честной, искренней, принципиальной Веры Глаголевой это был удар. После 14 лет брака Нахапетов и Глаголева разводятся. Он остается в Америке с новой женой, она решает попробовать себя в другой профессии — к ней она шла медленно, постепенно, шаг за шагом.
Глаголева решила стать режиссером. В стране, где кинематограф тихо умирает, она начинает снимать свой фильм о судьбах безработных актеров. Сценарий для своей первой картины «Сломанный свет» Глаголева выбрала не случайно. Так же, как и герои ее картины, тогда она рисковала всем. Картина получается и этот первый режиссерский опыт окрыляет Глаголеву. Она мечтает снимать еще и еще. Не вылезает из командировок по стране, ищет деньги для реализации своих уже новых кинопроектов. Как режиссер Вера сняла четыре полнометражные картины. Уже думает о следующей и готова бесстрашно за нее сражаться.
Даже счастливое замужество с бизнесменом Кириллом Шубским и рождение третьей дочери Насти не изменили Глаголеву. Актриса рада, что муж ее понимает. Это редкий пример того, как можно и нужно совместить и творческую работу, и семейную жизнь. Сегодня ее трудно обидеть, она умеет за себя постоять. Позади — разочарования, упреки, слезы. Смелая и сильная женщина Вера Глаголева, будет продолжать снимать свое кино. Она найдет для этого и силы, и деньги. И даже погода везде будет такая, как она захочет...
В фильме принимают участие: дочери Анна, Мария и Анастасия, муж Кирилл Шубский, Лариса Гузеева, Владимир Зельдин, Александр Балуев, Александр Розенбаум, Родион Нахапетов.

Картина дня

$ USD63.3901(-0.52)09.12
€ EUR68.2458(-0.25)09.12

Наш опрос

В районах области откроют приемные Губернатора. С какими вопросами вы бы обратились?
Вызвать телевидениеСлушайте online